Интернет-проект
www.ypakoy.narod.ru 
Д о к у м е н т ы

назад

Придет ли молодежь в Церковь? Митрополит Смоленский и Калинградский Кирилл


— Владыко‚ можно предположить‚ что воцерковление молодого поколения‚ нравственно дезориентированного ложными идеями свободы без берегов‚ будет более чем непростым. В связи с этим даже утверждается‚ что роль Православия в жизни общества в дальнейшем будет снижаться‚ поскольку современная молодёжь живёт представлениями‚ далёкими не только от церковных канонов‚ но даже от элементарных принципов общественной морали. Неужели такова перспектива Церкви в ближайшем будущем?


— Думаю‚ что людям‚ выступающим с подобными оценками‚ нужно просто почаще общаться с молодёжью. Это не всегда легко – ведь почти каждому человеку‚ достигшему известного возраста‚ приходится в процессе такого общения преодолевать сложившиеся стереотипы восприятия и мышления. Но если отказаться от предвзятых мнений‚ если найти в себе способность не только поучать‚ но и вслушиваться‚ то окажется‚ что встречи с молодыми и радуют‚ и обогащают. Современная молодёжь‚ прежде всего‚ очень разная. Было бы огромной ошибкой судить поверхностно и стричь всех под одну гребёнку. Но всё же я бы сказал‚ что тяга к высокому идеалу молодым свойственна даже в большей мере‚ чем людям старшего возраста‚ которые чаще бывают отмечены внутренней усталостью и цинизмом. Молодёжь к тому же более чувствительна ко всякой фальши и проявлениям косности.

Кстати‚ если взглянуть на статистику‚ то картина окажется и вовсе не столь безотрадной‚ как видится некоторым: среди молодёжи людей верующих оказывается больше‚ чем среди людей среднего возраста. И эта перспектива обнадёживает.

— Но в то же время мы видим в молодёжной среде разврат‚ наркоманию‚ стремление к обогащению и безудержному потреблению. Иногда общество как бы подталкивает юношу или девушку вступить на весьма скользкие стези‚ дабы заработать на жизнь. Можно ли противиться этому диктату душевредных обстоятельств? И как православному молодому человеку строить свою жизнь в подобных условиях?

— Лучше‚ чем Псалмопевец‚ не скажешь: “Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему“ (Пс. 118‚ 9). Что это значит – хранить себя? Не поступаться личным достоинством‚ душевным миром ради денег и дешёвых удовольствий – дешёвых в том смысле‚ что их ценность несравнима с ценностью человеческой личности. Распутство‚ пьянство‚ наркотики‚ нечестная нажива – всё это разрушает человека духовно и физически. В конце концов‚ человек теряет от такой жизни всякую радость: душа пуста и неспособна к счастью; всё‚ что манило‚ оказалось иллюзией.

Чрезвычайно важно иметь в виду‚ что молодёжь особенно подвержена такого рода воздействиям‚ потому что в молодом организме инстинктивные начала проявляются гораздо сильнее по причине возрастной физиологии человека‚ сопряжённой с отсутствием у него достаточного жизненного опыта и ощущения опасности. Именно молодые люди становятся первыми жертвами пропаганды тотальной вседозволенности‚ разжигающей инстинкты и страсти‚ высвобождающей звериное и животное в природе человека. Опьянённые этим состоянием и нередко наркотиками‚ молодые люди становятся способными на преступление. Не убоюсь ещё более сильного определения: мы имеем дело с попыткой создания небывалого доселе человеческого типа‚ воистину “нового человека“‚ покорного велению инстинктов‚ живущего в мире‚ где всё дозволено‚ и не ведающего смысла греха.

Желая подольститься к “продвинутой“ молодёжи‚ взрослые дяди и тёти пытаются философствовать на тему о том‚ что всё это вовсе не так плохо‚ что молодёжная субкультура не должна отвергаться обществом‚ что таковы культурные коды нашего времени‚ над расшифровкой которых должны трудиться культурологи... Полагаю‚ что в этом проявляется либо лукавство‚ либо недомыслие. Прошу заметить: мы говорим не о жанре‚ не о стилистике‚ не о музыкальных инструментах‚ потому что всё это вполне могло бы содействовать пробуждению совершенно других эмоций и устремлений. Однако мы видим молодых людей‚ в результате внешнего воздействия превратившихся в одинокую толпу‚ утратившую человеческий облик. Таков результат воздействия антикультуры на личность.

Потому молодым сегодня приходится делать трудный выбор. За то‚ чтобы оставаться самим собой‚ надо порой платить дорогую цену. Но дело того стоит.

— Сейчас нередко говорят‚ что молодёжь всеми брошена на произвол судьбы и никому не нужна. Порой не исключение и церковная молодёжь – куда ей пойти вне храма‚ чем заняться? А если и создаются где-то православные организации для молодых‚ то тут же срабатывает возрастное отторжение любой формализованной деятельности – подобные организации кое-где уже окрестили “православным комсомолом“. Что же может объединить верующую молодёжь?

— Не думаю‚ что дело‚ организованное самими молодыми‚ действительно интересное для них самих (разумеется‚ не без совета и благословения священноначалия)‚ вызвало бы реакцию отторжения у их сверстников. Когда же церковные молодёжные организации создаются по указке сверху и просто ради отчётности‚ когда другие люди оттесняют молодёжь в сторону‚ собираясь что-то делать за неё‚ вместо неё‚ от её имени‚ — вот такая искусственная‚ я бы сказал – фальшивая организация действительно будет обречена на угасание. Я знаю примеры и одного‚ другого рода...

Что есть сегодня молодёжная работа в Церкви? Это прежде всего миссия среди молодых людей. Причём отнюдь не среди воцерковлённых‚ но в первую очередь среди малоцерковных‚ малорелигиозных молодых людей‚ то есть среди тех‚ кто составляют большинство‚ всё ещё далёкое от Церкви. Именно этот слой общества мы должны привлечь к Церкви.

Однако нет ничего более опасного для дела миссии в молодёжной среде‚ чем нравоучения и назидания. У молодого человека это сразу ассоциируется с нотациями‚ которые им годами читают родители и учителя. И происходит рефлекторное отторжение такого рода проповеди. К тому же люди церковные слишком часто бывают склонны прибегать к непривычной и трудной для непосвящённых схоластической риторике‚ нередко уснащённой цитатами на славянском языке. Не исключаю‚ что у какой-то части молодёжи всё это может вызвать интерес‚ но‚ скорее всего‚ речь будет идти о людях‚ уже нашедших дорогу к храму‚ а вот те‚ кто всецело захвачены мирскими попечениями и поглощены страстями и соблазнами века сего‚ вряд ли откликнутся на подобное обращение к ним. Говорю об этом потому‚ что мне приходилось наблюдать реакцию молодёжных аудиторий на такие выступления священников. И поэтому мы должны научиться разговаривать с современной молодёжью на понятном и доступном ей языке.

Но и этот путь не свободен от соблазнов‚ искушений и трудностей. Уверен‚ что адаптация к молодёжной аудитории не может и не должна простираться вплоть до использования людьми Церкви специфического молодёжного жаргона‚ имеющих хождение в юношеской и подростковой среде образов и понятий. Православному‚ проповедующему среди молодёжи‚ следует прежде всего оставаться в собственном достоинстве‚ избегая нарочитого и потому фальшивого стремления быть “современным“ любой ценой‚ что особенно неуместно в случае‚ когда речь идёт о не таком уж молодом по возрасту человеке.

Мы часто говорим о необходимости научиться говорить на языке‚ понятном для молодёжи‚ я имею в виду не сленг‚ не жаргон‚ не принятые в молодёжной среде мифологемы‚ не считающиеся в данный момент модными идеи и имена. Я говорю о способности священника‚ проповедника‚ обращаясь к молодёжной аудитории‚ проникнуть в суть реальных жизненных и духовных проблем нового поколения и ответить на них на основании слова Божиего. Ибо у нас с вами нет другого основания для диалога с миром. Но сформулировать свой ответ мы должны на простом и ясном языке. Таким образом‚ речь идёт о форме нашего обращения к молодёжи. Очевидно‚ что оно должно быть искренним. Оно должно быть сопряжено с реальными нуждами молодого человека. Оно должно быть проникнуто любовью к этим людям‚ вне зависимости от того‚ насколько они приятны или открыты для общения. И если молодые люди почувствуют‚ что Церковь обращается к ним с искренней любовью‚ что наша братская благорасположенность к ним согрета тёплым и открытым чувством‚ отмечена дружеской готовностью протянуть руку и не имеет ничего общего со стремлением навязать наш собственный выбор другим людям‚ воздействуя на их свободный выбор и систему ценностей‚ — вот тогда эти молодые люди будут нас слушать. Это‚ разумеется‚ ещё вовсе не означает того‚ что наша проповедь среди них будет обязательно успешной‚ но‚ по крайней мере‚ нас будут слушать.

— Как организовать дело‚ чтобы оно было живым‚ плодотворным?

— Конкретные формы и методы могут быть самыми разнообразными.

Что мешает нам во внебогослужебное время общаться с молодыми новоначальными прихожанами?

Надо использовать свойственную молодёжи тягу к общению для создания при храмах крепких молодёжных объединений‚ активно вовлекая их в приходскую жизнь. Где-то можно создать молодёжный православный клуб‚ где-то – творческие студии‚ кружки художественных ремёсел. Практиковать молодёжные собрания. Тогда люди потянутся к нам сами. Я знаю‚ о чём говорю‚ ибо могу оценивать опыт возвращения людей к Православию из протестантизма‚ из всевозможных сект. Эти люди сегодня говорят нам: почему же ничего подобного у вас раньше не было‚ когда мы искренне пытались войти в православную жизнь‚ но нас никто не поддержал? Сложись всё иначе‚ может быть‚ мы никогда и не ушли бы от православных...

Взгляните на опыт воскресных школ. Кого там больше – мальчиков или девочек? Конечно‚ девочек. А где мальчики? Они бегают по улицам‚ играют в футбол‚ катаются на роликах‚ на скейт-бордах‚ на лыжах. Но почему бы в таком случае не создавать спортивные кружки при храмах‚ чтобы и мальчишки оказались в сфере заботы и внимания православных молодёжных активистов? Мы не знаем‚ кто работает с мальчиками в светских спортивных секциях и какие идеи им там прививает. Так пусть дети получают спортивные навыки у нас‚ в непосредственном общении с церковными людьми. Мы сумели бы одновременно воспитывать их физически развитых людей и добрых христиан...

Стоит и молодёжных спортивно-паломнических лагерях подумать‚ и реставрационные бригады попробовать создать – всё зависит от наличия сил‚ энтузиазма организаторов‚ материальной базы. Важно лишь‚ чтобы молодые не противопоставлялись старшим членам прихода‚ чувствовали себя членами единой церковной семьи – востребованными‚ полноправными её членами. И главное – избегать безосновательного авторитаризма‚ не путая его с заслуженным пастырским авторитетом! Важно уметь откликаться на инициативу молодых‚ доверять им реальное дело‚ не сковывать проявления их дарований‚ не кормить одними поучениями. Но‚ конечно‚ и проверять‚ как они дело делают‚ вовремя давать нужный совет‚ а при необходимости и взыскивать за нерадение – с уважением‚ с любовью‚ но строго. Вот тогда на приходе у священника появятся многочисленные и энергичные помощники‚ на недостаток которых так часто жалуются пастыри.

Говорю это‚ исходя из опыта. Слава Богу‚ у нас и в епархии молодёжь активная‚ и в Отделе внешних церковных связей‚ к моей радости‚ трудится немало молодых людей. Иногда‚ конечно‚ они ошибаются‚ но без них уже вся работа остановилась бы.

Думается‚ если мы действительно озабочены вопросом развития работы с молодёжью в лоне Церкви начиная от прихода‚ благочиния и епархии до общецерковного уровня‚ то нам нужно в первую очередь научиться читать в душах окружающих нас людей‚ замечать и пестовать духовные таланты в среде молодого поколения. Ведь религия‚ сознательный избранный религиозный образ жизни – это выбор сильных людей. Когда же такой выбор делается в молодые годы‚ то это значит‚ что мы имеем дело с людьми особенными. Религиозные молодые люди заслуживают бережного отношения‚ а их особый духовный дар и талант должны использоваться в полной мере. Этот духовный потенциал молодого поколения ни в коем случае не должен быть потерян для христианского свидетельства в мире‚ для дела Божия.

Хочется особо подчеркнуть роль инициативы в работе с церковной молодёжью. Надо не ждать указаний сверху‚ но отчётливо понимать‚ что Церковь – это не “руководящий аппарат“‚ не “директивный орган“. Церковь – это все мы‚ и именно мы в ответе за то‚ что с нею будет завтра. Господь благословил нас огромными возможностями для творчества в сфере церковно-молодёжной политики. Важно не упустить их‚ воспользоваться ими в полной мере на благо Церкви и молодого поколения народа Божия.

— До понимания этого надо ещё дорасти. Но часто первые шаги молодых в храме бывают невероятно трудны. Одна из проблем – как уверовавшему молодому человеку строить отношения со старыми друзьями и привычным кругом общения...

— Отсутствие житейских проблем у верующего‚ насколько мне известно‚ не принадлежит к числу обетований Божиих...

Понимаю‚ как непросто даётся порой решение возникающих перед молодыми вопросов. С одной стороны‚ круг неверующих или невоцерковлённых друзей – самая естественная среда для проповеди‚ для свидетельства о Христе и Его Церкви. А подобное свидетельство может быть действенным только тогда‚ когда жизнь этих людей и их судьба тебе небезразличны‚ когда ты испытываешь к ним живой личный интерес. Фарисейское чувство превосходства: “Этот народ невежда в законе‚ проклят он“ (Ин. 7‚ 49)‚ — перечёркивает всякую возможность послужить спасению окружающих. Дружеское общение с теми‚ кто во многом не похожи на тебя‚ может‚ кроме всего прочего‚ стать хорошей школой будущего пастырства. Как можно идти по всему миру и проповедовать Евангелие (Мк. 16‚ 15)‚ если ты не в состоянии найти нужные слова для просвещения тех‚ кого давно знаешь?

С другой стороны‚ инерция прежнего круга общения на каком-то этапе жизни иногда бывает непреодолимым искушением для человека‚ ещё не утвердившегося в своей вере и в жизненном выборе. Может случиться‚ что не юноша‚ пришедший в Церковь‚ помогает близким людям идти вперёд‚ а они тянут его назад. Иногда всякая основа для дружбы утрачивается – например‚ когда объединяющим началом была приверженность общему греху. Тогда уж “бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою“ (Иер. 51‚ 6). В таких случаях продолжение прежних отношений может стать той самой дружбой с миром‚ которая‚ по слову апостольскому‚ “есть вражда против Бога“ (Иак. 4‚ 4). Новообращённым юноше или девушке таких людей чаще всего обратить не под силу‚ а вот своей душе повредить они могут.

Именно потому‚ что молодые наиболее подвержены воздействию негативных‚ часто разлагающих форм современной массовой культуры‚ они требуют особого пастырского попечения‚ хотя нужный подход к их душам найти труднее – ведь надо понять сложные психологические проблемы‚ возникающие в душе молодого человека‚ даже воцерковлённого...

В молодом возрасте центр жизни человека по большей части заполняет его собственное “эго“. Но ведь то‚ что находится в центре нашего существования‚ определяет и образ нашей жизни – религиозный или нерелигиозный. Если в центре жизни пребывает Бог‚ значит‚ человек живёт религиозной жизнью. Если же Бог не занимает центрального места‚ такая жизнь определяется как нерелигиозная. Человек формально может считаться верующим‚ быть крещённым и даже ходить в Церковь‚ однако если в центре его индивидуального существования нет Бога‚ то он живёт нерелигиозной жизнью. Это и происходит с большей частью молодых людей‚ даже воцерковлённых.

Чтобы в этом разобраться‚ нужна прежде всего чуткость к голосу своей совести‚ честность перед Богом и перед самим собой. Хорошо бы найти опытного духовника‚ который мог бы помочь в такой ситуации. Но и он‚ если до конца честен‚ не даст готовых ответов на все случаи жизни. Человеку самому придётся отвечать за свой выбор перед Богом.

— Как раз с духовниками у молодых людей бывают проблемы. При решении жизненно важных вопросов они иногда испытывают давление со стороны некоторых священников. Как в таких случаях поступать‚ чтобы‚ с одной стороны‚ не впасть в своеволие‚ а с другой – не искалечить себе жизнь исполнением явно неприемлемых благословений?

— Такая ситуация – большая беда‚ связанная с достаточно широким распространением недобросовестного и некомпетентного духовничества. Когда пастырь переступает границы своего церковного послушания‚ он и сам тяжко согрешает‚ навлекая на себя гнев Божий‚ и своих духовных чад может искалечить духовно. Об этом ясно сказано в принятом в декабре 1998 года Определении Священного Синода о духовничестве. Тогда Священноначалие Церкви авторитетно напомнило духовникам‚ что “они призваны помогать своим пасомым советом и любовью‚ не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина“.

Не следует переносить на отношения мирянина со священником тот образец беспрекословного послушания‚ который возможен лишь в монастыре‚ во взаимоотношениях между послушником и его старцем. Синод указал‚ в частности‚ что совершенно недопустимо для пастырей “вмешиваться в вопросы‚ связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из пасомых‚ за исключением случаев‚ когда пасомые просят конкретного совета“. И‚ разумеется‚ столь же недопустимо настаивать на принятии монашества или священного сана “за послушание“. Это в будущем может обернуться трагедией.

Как поступать‚ если подобное давление всё же имеет место? Об этом в том же Определении сказано совершенно недвусмысленно: если духовник “превысил данную ему Богом власть “вязать и решить“‚ надо обращаться к правящему архиерею“. И ещё Священный Синод напомнил пастве‚ что “советы духовника не должны противоречить Священному Писанию‚ Священному Преданию‚ учению Святых Отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним“.

— Владыко‚ вы уже говорили о деятельности среди наших соотечественников зарубежных “миссионеров“ всех толков‚ расхищающих стадо Христово. Чаще всего их жертвами становятся молодые люди – из-за своей неопытности‚ излишней доверчивости. Нередко они приходят в Православную Церковь ‚ уже будучи искалеченными в тоталитарных сектах и псевдорелигиозных организациях. Как может православный пастырь уберечь молодых от этих гибельных ловушек?

— Прежде всего‚ он должен быть именно пастырем‚ а не наёмником‚ “которому овцы не свои“‚ который отслужил‚ что положено‚ сказал отпуст и был таков‚ а в это время “волк расхищает овец и разгоняет их“ (Ин. 10‚ 12). Иногда сектанты привлекают людей всего лишь тем‚ что они‚ в отличие от нерадивых пастырей‚ которые “пасли самих себя“ (Иер. 34‚ 2)‚ просто-напросто уделяют людям элементарное внимание‚ проявляют готовность разговаривать с ними об их проблемах.

Сегодня православный священник должен заботиться не только о тех‚ кто приходит в храм‚ но думать и о тех‚ кто ещё не нашли дорогу к храму. Движение навстречу людям есть непременное условие успеха православной миссии внутри страны‚ которая призвана остановить прозелитизм на нашей канонической территории.

Эта работа с людьми просто невозможна без той любви‚ которая является высшей ценностью человеческой жизни. Тема любви имеет чрезвычайно важное значение в жизни молодых людей. Однако современному человеку навязывается такое понимание любви‚ которое к этому чувству никакого отношения не имеет. Сегодня именно Церковь способна и обязана учить молодых людей тому‚ что наиболее ярко любовь проявляется в подвиге жертвенности. Ведь любить – значит отдавать себя другому человеку. Вне взаимного принесения себя в дар другому любви нет. А что такое отдавать? Это ведь всегда жертвовать. Кто такой хороший муж? Тот‚ кто отдаёт супруге время‚ заботу‚ финансовые средства. А плохой муж – тот‚ у которого нет для жены ни времени‚ ни денег‚ тот‚ чьи интересы и заботы ориентированы вовне. То же самое можно сказать о хорошей или плохой жене в зависимости от их отношения к мужу.

Вообще хороший человек – это тот‚ кто отдаёт. Вы пришли в кабинет к начальнику. Он предложил вам сесть‚ он выслушал вас и поговорил с вами. То есть он отдал вам своё время. И потом что-то сделает для Вас. То есть снова будет отдавать время‚ энергию‚ внимание. Соответственно‚ плохим человеком будет тот начальник‚ который вас не принял‚ а если принял‚ он не стал слушать и ничего не сделал‚ не захотел отдать себя вам.

Мы должны помочь людям это понять. Ибо любовь – не только дрожь в коленках‚ это ещё и нечто другое‚ напрямую связанное с образом жизни. Подготовить людей к счастливой семейной жизни – значит подготовить к жизни вообще. Кроме того‚ это означает сделать счастливым следующее поколение людей‚ которые вырастут в религиозных семьях‚ окормляемых Церковью. Но ради счастья людей и полноты их бытия Церковь и работает‚ потому что начавшееся на земле подлинное человеческое счастье не обрывается за гробом. Оно уходит в вечность. Оно становится жизнью в Царстве Божием. Вот для этого Церковь и должна сегодня работать с молодёжью.

Митрополит Кирилл. “Вызовы Современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь?“ – М.: Даниловский благовестник‚ 2002.‚ стр. 125-136.

Сайт "Свет Православия" www.reshma.com.ru

Hosted by uCoz